?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
В конце рассвета: рецензия на фильм
prim_kultura wrote in vladivostok
Захотелось написать рецензию на малайзийский фильм "В конце рассвета", который я посмотрела на фестивале "Меридианы Тихого". В отличие от многих других фильмов, показанных в этот раз, этот можно назвать по-настоящему сильным. Не "профессиональным", не "необычным", а именно сильным - в нормальном классическом смысле.

Для многих наших соотечественников фильм интересен тем, что показывает современную Малайзию - мало знакомую нам страну. Однако уже здесь следует сделать оговорку. Как известно, Малайзия делится на две основные диаспоры - собственно малайскую и китайскую. Титульная нация расово представляет собой нечто среднее между обычными азиатами и индийцами, основной же их культурной особенностью является ислам с восточной спецификой. Будучи государственной религией, ислам у них относительно умеренный, хотя и он позволял себе довольно скандальные проявления, например, когда Малайзия покритиковала российские самолёты из-за того, что на них есть израильские приборы. Выпросив у России "индийский вариант" в качестве основы собственного Су-30МКМ, Куала-Лумпур потребовал заменить израильский индикатор на фоне лобового стекла французским. Так вот. В фильме почти ничего этого нет. Судя по лицам и культуре, показана там вторая диаспора, составляющая примерно четверть населения - китайцы. Именно китайцы сдерживают Малайзию от сползания в исламизм, и именно они, по большому счёту, представляют там современную цивилизацию - со своими достоинствами и, увы, специфическими тараканами головного мозга. Кошерных же малайцев я заметила там лишь однажды - в довольно комической роли рыбаков, вылавливающих женские трусики

Малайзия, показанная в фильме, мало отличается от всей остальной ЮВА, где было интенсивное китайское влияние. Те же характеры людей, та же архитектура - от традиционных магазинчиков до панельных многоэтажек, то же западное влияние... Особенно проявляющееся на молодёжи. Стиль фильма также является весьма типично азиатским. Здесь есть и странные операторские эксперименты, и неожиданно эксцентричные сдвиги сюжета, и немалая доля безнравственности. Под безнравственностью я подразумеваю здесь заметную долю отказа автора от негативных оценочных суждений. В фильме я не могу выделить ни одного по-настоящему положительного персонажа (формально, большинство главных героев в фильме совершают весьма отрицательные поступки). И всё же кинематографисты явно испытывают симпатию к одной из сторон и снисходительно понимающе относятся ко второй ("таковы люди, что тут поделаешь")..

О чём же этот фильм?

Если сказать в двух словах, то это современная история Ромео и Джульеты. Но это не римэйк шекспировского сюжета. Сходство ограничивается лишь тремя параллелями. Во-первых, оба произведения - истории любви, которая по каким-то надуманным причинам оказалась табуированной. Во-вторых, главные герои обоих рассказов, по своему социальному положению - фактически, дети. В-третьих, сюжет произведений трагичен. Но дальше идут отличия.

Главному герою 23 года, героине - 15. Их возраст трудно отличить на глаз, они практически ровестники и внешне, и по социальному развитию. Как, впрочем, и по своим довольно ограниченным интересам. По большому счёту, тут нет даже "большой и чистой любви" - просто парень встречается с девушкой. Что тут такого? Действительно, что? Законодательства разных стран отвечают на этот вопрос случайным образом. В Испании это совершенно нормально, в Канаде - посадят, в Германии - нормально, в Англии - посадят, в "тоталитарном" Китае - нормально, в "либеральной" Америке - посадят на десятки лет и заклеймят на всю жизнь. Нашим героям не повезло: родители девушки узнают правду и угрожают её парню судебным преследованием. Мать его с трудом достаёт большую сумму денег и даёт им с целью достичь примирения. Но, приняв деньги, они ведут себя, как ни в чём не бывало, и продолжают преследование. Мотивация родителей девушки является одной из загадок. Что они за люди? В отличие от семьи главного героя, они довольно обеспечены. Особым традиционализмом вроде не отличаются. Отец - большой любитель компьютерных игр, определённо не тянущий на могучего "отца семейства". Нормальный успешный средний класс. Однако, получив возможность обмануть и уничтожить других людей, они не приминув, пользуются этой возможностью. Что это? Попытка доказать себе свой статус настоящих строгих родителей, блюдущих чистоту дочери? Или рациональный страх, что дочь выберет спутником жизни представителя более низкого социального класса? В сухом остатке, ничего хорошего из этого не выходит. По-азиатски драматическое разрешение конфликта оказывается неожиданным для всех его участников. Волею режиссёров "джульетта" оказывается таким же подлым человеком, как и её родители, "ромео" же - весьма опасным идиотом. Такими же неуравновешенными психами оказываются и его непутёвые товарищи. Этот участок сюжета вообще кажется натянутым. Быть может, здесь была задумка сыграть на контрасте: с одной стороны, нереальное гротескное трагикомическое поведение главмужперса и его друзей, с другой - реалистичная, очень обыкновенная житейская подлость главженперса и ей родителей. Конечно, чисто политически такой поворот сюжета даёт хорошую подачку "борцунам" за "права" "детей", чтобы объявить во всех бедах несчастного "ромео", по вине которого и завязался сюжет. Но любой мало-мальски соображающий зритель заметит, что "джульетта" в фильме - пожалуй, наименее страдающий персонаж. Она никак не тянет на жертву. Она спокойно встречается со своим "чотким" парнем-байкером, не особо беспокоится о том, чтобы прятать противозачаточные таблетки, спокойно воспринимает родительское обнаружение этих таблеток, спокойно выдаёт своего "любовника", спокойно воспринимает родительский запрет встречаться с ним, спокойно сбрасывает его звонки, и в конце концов, спокойно в лицо ему фактически объясняет, что ей всё равно, что ему теперь светит. И всё это показано в фильме остранённо и почти без осуждения. "Таковы люди". Неужели и вправду?


  • 1
Ой, блядь...

моя рецензия чем-то задела вас?

бла-бла-бла, сколько евро не нашел

имхо лучше напишите сюда drugoe_kino

Напишу и туда
Но это именно про событие владивостокского фестиваля. Ведь этот фильм пока почти нигде больше у нас не видели

Там этот фильм скорее всего не видели. А владивостокцы - уже видеи

(no subject) (Anonymous) Expand
Ну и чо такова? Повелся на малолетку - пусть сидит. Если бы был умнее, то подрочил бы и успокоился. Родители все правильно сделали.

думаю, что если ваш сын (ваш добрый, любящий, замечательный сын) так поступит, вы будете думать по-другому

А Сунил Ганди тут причем?

это просто фотка с фестиваля

"Таковы люди". Неужели и вправду?

"Как о человеке плохо не думай, он ещё хуже окажется". (с)

я так понимаю, вы нам тут весь фильм пересказали со всеми спойлерами. Вы книги тоже сразу с последней страницы читаете?

Нет, только до середины)
Развязку я не рассказываю, говорю лишь, что она безумна

Это пиздец. Я представил, что сейчас кто-то где-то судит о России по современным российским фильмам...

например по Обитаемому Острову или Волкодаву

Куда ни глянь, всюду морда дарькина.

Так а что там в развязке? Все умерли?

Трое выжили!



Не считая собаки.

Странно, а почему на третьем фото сверху показан северный округ Москвы? вроде про Малайзию описание.

Кино такое ! Снимали в МСК!

  • 1