alexio_marziano (alexio_marziano) wrote in vladivostok,
alexio_marziano
alexio_marziano
vladivostok

Categories:

Владивосток. Часть 5. Форты.

Ну вот и добрался я до заключительной части своего рассказа о пребывании во Владивостоке. Как-то растянулось это по времени. Но не смотря на то, что было это еще в 2007-м, воспоминания свежи и поныне. Такие уж яркие они оказались. Владивостокцы, ваш город красив и интересен! Понятно, что вы к нему уже привыкли и глаз замылен. Но я, человек с Волги, приезжал бы туда вновь и вновь. Но уж больно вы далеко...

Вот тут можно найти предыдущие части рассказа:
1. Город Владивосток.
2. Жизнь на корабле. Ночи, закаты и рассветы.
3. Подводная лодка С-56.
4. Владивосток. Часть 4. Океанариум.

Итак, осталось мне рассказать про форт №7, что возле поселка Чайка, на берегу Амурского залива.









Форт №7 - часть одного большого комплекса уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенных в конце XIX — начале XX века во Владивостоке и его окрестностях. При постройке был учтён опыт Русско-японской войны, поэтому крепость является наиболее укрепленной из всех крепостей, строившихся и перестраивавшихся в данное время. Строительство крепости
закончено примерно на 2/3, причиной чему послужила начавшаяся Первая мировая война, а следом Октябрьская революция.

Крепость принадлежит к числу мощных приморских крепостей мира, создавалась исключительно русскими военными инженерами и строителями, солдатами, саперами. К Первой мировой войне  это была одна из немногих крепостей, которая имела надежную оборону со стороны суши. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение Порт-Артура в 1905 году. В то время крепость имела около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, множество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами и подземными кабелями связи. Обеспечивалось быстрое развертывание минных заграждений совместно с флотом. На нескольких основных фортах для защиты от артиллерийского огня были возведены семь тоннельных и одна казематированная казарма, более трех километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов.

Крепостные сооружения строились с учетом всех достижений фортификационной науки того времени. Они прекрасно вписаны в пересеченный рельеф местности, что значительно увеличивает их боевые возможности. Примечательно, что неприступная крепость была возведена всего за несколько лет перед началом Первой мировой войны. Строительство шло в гористой труднодоступной местности, впервые в практике фортификационных работ были широкомасштабно использованы подвесные канатные дороги. Благодаря им, а также применению компрессоров, бетономешалок, электростанций и прочей механизации получилось достичь высоких темпов строительного производства.

Качество и прочность возведенных сооружений и их последующая модернизация позволили сохранить свое значение в течение нескольких десятилетий. Это послужило одной из причин, по которым японское правительство не решилось вступить в войну на стороне гитлеровской Германии.
(спасибо, WIKI)...

Сегодня форт №7 сдается в аренду и превращен в музей. Вот в одно прекрасное ноябрьское солнечно-морозное утро меня разбудил звонок одного знакомого капраза (капитан 1 ранга) и мне в добровольно-принудительном порядке предложили этот музей посетить в составе других офицеров нашего доблестного морфлота. Как тут отказать? :)
Через 15 минут я уже сидел в прогретом салоне старенькой "японки" Mitsubishi L300, коя очень популярна у местных любителей активного отдыха. Полный привод и уют за копейки.

Через час езды по бездорожью и сопкам выгрузились на площадке возле форта.

  



Это самое крупное здание форта - блок силовой станции и кухни.



Все остальные помещения находятся под землей - в сопке.

В музее работают представители местной казачьей общины - люди темой очень увлечённые и могущие многое рассказать.





Встретили нас очень радушно, пригласили пройти внутрь:



Внутри - нехитрое убранство. Главный элемент - камин, что было очень актуальным в холодный ноябрьский денёк. Кстати, флаги не только украшают стену, но и прикрывают следы какого-то небольшого пожара :)

Решили сразу осматривать комплекс, а водку пить после. Верное решение. Идём в путь, в темноту бесконечных, запутанных тоннелей.



От коллектива лучше не отбиваться - путь не запоминается совсем.



Редкие источники света. Тут всё сохранено с тех военных времён.



Толщину сводов трудно себе вообразить. Они очень толстые и армированные. Выдерживали прямые попадания артиллерийских снарядов.



Одно из арсенальных помещений:



Конечно, боевого тут ничего нет - всего лишь пустые гильзы снарядов.



Всё это было найдено в окрестностях фортов.

Тогдашний пост АСУ :) Узел связи:



С нами были офицеры управления связи - в связи с чем организовалась стихийная фотосессия. Это их история :)

Обратите внимание на укрепление свода:



Сопровождающий нас казак сказал, что эти форты смогут выдержать еще не одно нападение - строили на века и добротно.

Гальюн, сортир, ватерклозет, уборная, толчок, туалет - кому как угодно:



Умение хорошо прицелиться артиллеристы использовали повсеместно.  :)

Экскурсовод показывает на схеме, где мы находимся и куда пойдём дальше:



Вот такой колорит, такой антураж :)

По пути попадались разломы и ответвления тоннелей. Они не входили в программу экскурсии, т.к. не были безопасными. Но нам удалось уговорить казака показать нам один из таких тоннелей. Ощущения незабываемые. В паре мест можно было запросто переломать ноги и голову. Света там совсем не было - подсвечивали путь своими мобильниками. Сейчас уже не помню, что было в конце - вроде какое-то помещение. Вообще сеть тоннелей  - очень разветвлённая.

Какими-то путями вышли на свежий воздух:


На фото выше - двойной кофр, правое крыло. Не спрашивайте меня, что это такое. Запомнил название. На стене - следы от пуль. Если память мне не изменяет - у этой стеночки расстреливали. Кого - не уточнял.





Между делом, поднялись на сопку. Оттуда открываются обалденные виды на Амурский залив:





Остров на фото выше - Коврижка. Так его называют в народе. Действительно, похож на ломоть хлеба. Его географическое название - остров Скребцова. Транспортное сообщение с островом отсутствует, добраться на остров можно на частном катере или лодке. Зимой, с января по начало марта — по льду.

В начале 1890-х годов на острове размещался один из лагерных пунктов  сахалинских каторжников, доставленных в Приморье для ударной работы. Но позднее лагерь был закрыт, в связи с высокой стоимостью и неудобствами транспортировки заключённых.

Во время Великой Отечественной войны на острове располагались огороды.

В 1961 году в ходе проводившихся на острове раскопок, была найдена стоянка древних людей, живших в первом тысячелетии до нашей эры. Остатки человеческой деятельности принадлежат Янковской культуре, широко распространенной в прибрежных районах юга Приморья.

В настоящее время остров необитаем и никакой экономической деятельности на нём не ведётся.


От острова, почти до самого берега тянется узкая коса из подводных и надводных камней - её видно на фото:



Идём дальше:



Бруствер:



В этих углублениях в виде трапеции сутками сидели обороняющиеся бойцы.



Вход в подбрустверную галерею:



Вид в другую сторону - от залива:



Дачи, коттеджи. Вдали, на сопке видны тарелки локаторов - в округе полно разных в/ч.



Это - наблюдательный колпак:



Насмотрелись, прогулялись вокруг, замёрзли. Вошли внутрь, а там...



...тепло-о-о-о-о :)
Объектив запотел сразу - получился муар.

Вот она, жизнь!



А на столе, по соседству нас ждала ледяная водочка с легкой закуской. Нет, никто не планировал напиваться, но без троекратного морского "Ура-Ура-Ураааа" никто не ушел :)

Через пару неделек я развернул ботинки на запад - домой. Уезжать было одновременно грустно и весело. Грустно - потому что, фиг знает когда я сюда еще приеду, весело - дома уже ждали и соскучился по семье. Тётушку свою я еще раз увидел с тех пор - она приехала в 2009-м к нам в гости и пожила с весны до осени. Прокляла  наш влажно-удушливый климат - всё время вспоминала о своём владивостокском морском бризе... Ну, зато у нас полно грибов, ягод...
Знаете, почему во Владивостоке так ценят лесные грибы? Я не знал до поры. Кажется, вроде бы лес везде  - грибов полно... Но ключевое слово тут - "лес". Это не наш лес - это "их" лес. Дремучий, на сопках, с дикими животными. Не каждый туда пойдет за грибами. Поэтому при каждой оказии, мы нашей тётушке шлём баночку маринованных опят :)

Слава стране - такой огромной, что слетать на другой ее конец выйдет дороже, чем отдохнуть за границей на берегу теплого моря. Слава...



Следующая серия командировочных рассказов будет посвящена противоположному концу нашей необъятной - городу Калининграду. Подписывайтесь! :)





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments