che_ck (che_ck) wrote in vladivostok,
che_ck
che_ck
vladivostok

Categories:

Первым делом, первым делом гидросамолеты

МБР-1 на Второй Речке
Спуск МР-1 со слипа. Владивосток, Вторая Речка 193? г.

Продолжение, начало тут: http://vladivostok.livejournal.com/4956121.html и тут:
http://vladivostok.livejournal.com/4956643.html#t120991459

На фото - тот самый МР-1 из жекиного поста, но на сей раз во Владивостоке. Дата неизвестна, поскольку информация о том, когда был образован отряд гидросамолетов ТОФ на Второй Речке крайне противоречива. О самолете:

МР-1 — Морской разведчик, конструкции Поликарпова. Годы производства 1926-1929.

МР-1 изготавливались из фанеры, при этом толщина бортов и верхней части составляла 2-3 мм, а днища - 4 мм. Поверх фанеры днище обшивалось досками красного или тикового дерева, стыки укреплялись полосками фольги. Стойки делали из стальных труб диаметром 60 мм с дюралевыми обтекателями. После сборки поплавки красились жидкими белилами. Испытания МР-1 проходили в конце 1926 - начале 1927-года, с 1927-го он стал поступать на вооружение. Серийный самолет развивал у воды максимальную скорость 176,5 км/ч, потолок высоты 3650 м. Выпуск МР-1 велся в 1927-29 гг., в течение которых построили 124 таких самолета.

Первое соединение МР-1 на ДВ
появилось в октябре 1928, когда был сформирован 68-й авиаотряд под командованием Э.М.Лухта в составе Амурской военно-морской флотилии (это к жекиному посту). Когда МР-1 поступили на ТОФ, информации найти не смог. МР-1 был снят с вооружения в 1933, но в дальних гарнизонах, в том числе и на ТОФ, использовался до конца 1930-х гг.

Теперь о гидропортах во Владивостоке и его окрестностях

В 1928 г из Владивостока вдоль побережья Охотского моря на гидросамолете был проведен первый экспериментальный перелет.

В апреле 1932 г. во Владивостоке был создан штаб авиации МСДВ (с 1935 года - Тихоокеанский флот). Перед ним встала задача по поиску удобных площадок для аэродромов морской авиации. В пригороде Владивостока для ВВС ТОФ были освоены площадки под аэродромы: Владивосток – Вторая Речка (стационарный, в долине 2 Речки), Владивосток – бухта Патрокл (для гидросамолетов), Владивосток – Океанская (для гидросамолетов), Владивосток – Угловое (стационарный аэродром), Владивосток – бухта Лазурная (для По-2 и Ш-2), Пристань (стационарный аэродром на мысе Теляковского в Шкотовском районе), Новонежино (стационарный, Шкотовский район), Суходол (для гидросамолетов, Шкотовский район).

Кроме того, для скорейшего открытия регулярного авиасообщения между Владивостоком и Хабаровском ДВУ ГА приняло решение построить гидроаэропорт на мысе Фирсова на 2 Речке во Владивостоке. 27.08.1932 г был выполнен первый технический рейс на гидросамолете по маршруту Хабаровск – Дальнереченск – Владивосток (гидропорт 2 Речка), а со 2 сентября 1932 начались регулярные полеты по этому маршруту.

Получается, что первый гидропорт на Фирсова был построен Управлением гражданской авиации, но затем он перешел в ведение ТОФ, точно также как это произошло с аэродромом в Кневича в 1932 году. Когда это произошло (с Фирсова) точно неизвестно.

Первые упоминания о военном гидроаэродроме на мысе Фирсова относятся к 1940 году, когда начались строиться долговременные сооружения. До этого они были временными, из дерева, включая спуски в воду для гидросамолётов. По состоянию на 1942 год здесь уже имелась, так называемая, маневренная площадка для крылатых машин, большой ангар для них и ряд построек хозяйственно-бытового назначения.

Из отчета о состоянии аэродрома от 1 июля 1942 года: «Подходы – открыты со всех сторон. Метеоданные – господствующее направление ветров: зимой – северные, летом – южные. Связь – телефон. Подъездные пути – шоссе и частично просёлочная дорога. Дополнительные сведения – глубина порядка 20 метров. Приливно-отливные колебания около 30 см. Замерзание в начале декабря, вскрытие в начале апреля. Работа со льда с 15 января по 15 марта. Водоснабжение из колодцев. Жилье – ДНС. Столовая оборудуется при работе части на гидроаэродроме».

Для размещения офицерского состава и семей авиаторов были возведены 1-2-х этажные деревянные дома – ДНСы (дома начальствующего состава). Их каменные фундаменты и остатки печей можно до сих пор увидеть среди домов на улице Татарской. Для обеспечения топливом авиационной техники приспособили бывший полукапонир №23 Владивостокской крепости. Территорию гидроаэродрома оцепили периметром из колючей проволоки и поставили часовых. Большая маневренная площадка для летающих лодок находилась на северном берегу мыса Фирсова. От неё в воду уходил деревянный помост на металлических сваях – специальный спуск для гидросамолётов. С помощью съёмного подкатного шасси они вытягивались на акваторию, где запускали моторы и выруливали на взлет. Размеры водной взлётно-посадочной полосы составляли 3000 м. Зимой, когда акватория аэродрома замерзала, самолёты летали со льда.

С началом Великой Отечественной войны аэродром «Мыс Фирсова» ограниченно использовался гидроавиацией ВВС ТОФ. Полёты проходили в пределах Океанской, в бухтах Патрокл и Воевода. Аэродром действовал до конца 1950-х годов. В настоящее время мало что напоминает о бывшем гидроаэродроме «Мыс Фирсова», кроме остатков бетонной площадки и руин КПП на въезде.

Tags: Воздушный-транспорт, ТОФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments