yasinkov (yasinkov) wrote in vladivostok,
yasinkov
yasinkov
vladivostok

Categories:

Про Освенцим и Владивосток

Раз уж пошла такая шумиха в сми, накануне 70-летия освобождения Освенцима, хотелось бы упомянуть про одного человека. Точнее процитировать одну статью.

Кенан Кутуб-заде – автор фильма «Лагерь смерти Освенцим»
Случилось так, что я держал в руке негативы этих страшных фотографий – конвейере смерти в концентрационном лагере в Освенциме., прокручивал пленку, на которой были запечатлены кинокадры той реальности, которая открылась бойцам Первого Украинского фронта, освобождавшим Освенцим… …Крымский татарин, уроженец Демирджи - одного из замечательнейших крымских сел - Кенан Абдураим-огълу Кутуб-Заде был первым советским кинооператором, вошедшим в освобожденный Освенцим и снявший фильм об его узниках. Именно этот фильм демонстрировался на Нюренбергском процессе. Этот фильм один из крупнейших документальных фильмов мирового значения, его смотрели люди всех континентов и ужасались. И сейчас в одном из помещений Освенцимского мемориала находится кинозал, в котором демонстрируется фильм о гитлеровских преступлениях, и на экране в титрах появляются имена авторов: К. Кутуб-заде, Н. Быков, А. Павлов…
Вот задокументированный рассказ Кенана-агъа:
«Мы приехали в Освенцим через день после освобождения лагеря, 28 января 1945 года. Первое, что увидели, - горы трупов. Перед уходом гитлеровцы согнали всех заключенных на плац и косили их из пулеметов. Все, что предстало нашим глазам, сняли на пленку. Это - и циничная надпись на воротах лагеря "Каждому - свое", это и крематорий для убийства людей. Это две чешки - бабушка и внучка: падая, бабушка закрыла внучку своим телом. Девочка осталась жива, она стояла возле бабушки, тянула ее за кофту и уговаривала встать… В огромном зале мы сняли очень аккуратные мешки, предназначенные для отправления, на них были бирки: "Станция назначения Мюнхен". Когда эти мешки разрезали, из них стали вываливаться человеческие волосы всех цветов и размеров. Семь тысяч килограммов волос! Шли дальше. Гора очковых оправ со стеклами и без, огромная гора детских горшков, ботиночек, туфелек. Все это отснято на кинопленку и стало документом, обвиняющим фашизм.
Неожиданно мы увидели живых детей (как потом оказалось, их осталось 48) - на вид здоровых, не стриженных, как все, наголо. Нам объяснили, что эти дети - близнецы, среди них есть и тройняшки. В лагерь смерти их свозили специально: гитлеровцам требовалось определить, почему рождаются двойни? Виднейшие немецкие врачи проводили эксперименты на близнецах, после чего детей отправляли в кремационные печи. Я снял этих ребятишек, попросив их протянуть руки с вытатуированными на них шестизначными лагерными номерами. Все эти кадры вошли в кинофильм "Лагерь смерти Освенцим", который демонстрировался в Нюрнберге».
Среди 2818 спасенных было 180 детей. Пятидесяти двум из них еще не исполнилось и восьми лет! На представленном фото вы можете видеть, как они протягивают руки по просьбе кинооператора капитана Советской армии Кенана Кутуб-заде.
И не знал фронтовой оператор Кутуб-заде, что его родственники в эту пору умирают в далекой Азии и на Урале от голода и болезней… Ему бы повернуть объектив кинокамеры на восток, заснять мертвые тела детей его народа на улицах азиатских городов и сел, но даже просто информации о том, что крымских аборигенов по приказу Сталина выслали на гибель в чуждые края у него не было. Жена его Эсма и сынишка Исмет оставались в Москве и тоже еще ничего не знали об участи своего народа, ибо письма, отправляемые в Крым оставались без ответа.
Кроме "Освенцима" на счету кинооператора К. А. Кутуб-Заде были еще и "Освобожденная Чехословакия", и "А. Покрышкин", и "Парад Победы", и "День победившей страны"…
Кавалер орденов "Отечественной войны" II степени, "Красной Звезды" и "3нак Почета", бывший фронтовой оператор Кутуб-Заде в последние годы работал в Ростовской киностудии. Его творческую карточку здесь пополнили еще сотни сюжетов, десятки специальных выпусков и более двадцати кинофильмов, рассказывающих о трудовой и культурной жизни страны, но власти строго следили, чтобы он не посмел снимать на кинопленку положение его родного крымскотатарского народа.
Я в эти дни искал в московских газетах, но нигде не нашел упоминания имени крымского татарина Кутуб-заде, автора помещенных в этих газетах фотографий. И только на сайте выходящей в Ростове-на-Дону газеты «Ковчег Кавказа» я обнаружил статью Ю. Щербакова, бывшего учеником в студии кинодокументалистов, которой руководил Кенан Кутуб-заде. Ю. Щербаков начинает свою статью словами:
«К. А. Кутуб-Заде был первым советским кинооператором, вошедшим в освобожденный Освенцим. Такое не забывается. Пройдет еще столько же лет - все равно заболит сердце и вдруг станет нечем дышать, когда увидишь события тех лет». Ю.Щербаков, рассказывает, что искренне заинтересованный в достойной профессиональной смене Кенан Кутуб-Заде силы, время и душевное тепло без остатка отдавал воспитанию студийной молодежи в Ростове-на-Дону. Он по-настоящему готовил молодых энтузиастов к самостоятельной работе. Ученики Кенан-агъа именовались в среде кинодокументалистов «кутубченками».
- Благодаря ему многие из нас и по сию пору успешно работают на разных студиях страны, Да и сын Кенана Абдураимовича Исмет долгое время работал в Москве кинооператором на Центральном телевидении, - пишет Ю. Щербаков.
И вот я сижу сейчас рядом с другом моей юности Исметом Кутуб-заде, который без всякой горечи, просто как об одном из фактов несправедливости, господствующей в отношении крымских татар, говорит о том, что все операторы, которые участвовали в обработке и монтаже снятых в Освенциме кадров получили Сталинские премии, один только главный автор фильма о преступлениях фашистов крымский татарин Кенан Абдураим-огълу остался в стороне как бы ни причем…
- Был 1945 год, когда уже нельзя было признавать заслуги крымского татарина, - говорит Исмет Кутуб- заде.
Да, не только заслуги, но и авторство крымских татар старались зачеркнуть.
Но те времена прошли и Исмет добавляет:
- Ничего! Все будет исправлено и восстановлено! Впереди у крымскотатарского народа светлое будущее!

(В «Къырым алеми» прислал читатель Абдурефи)

Автор: Айдын Шемьи-заде | Дата: 10.05.2010


Дело в том, что другой сын Кутуб-Заде - Тимур Кенанович, всю свою сознательную жизнь после окончания Ростовского вуза, провел в Приморье, работал геологом в Приморгеология, автор многих публикаций и геологических карт, был фантастически хорошим человеком и мне посчастливилось один сезон отработать с ним под Ханкой, после чего мы еще несколько лет дружили, но к сожалению несколько лет назад он умер. После смерти Кенана Кутуб-Заде, его жена так же переехала во Владивосток, где в возрасте девяносто с чем то лет в начале двухтысячных скончалась.
К слову, по рассказам Тимура, у них дома во Владивостоке, хранились многие материалы отца со времен войны, в том числе и фильм на пленке про Освенцим, который ему вместе с остальными пленками когда-то давно кажется на какой-то юбилей подарили сотрудники Ростовской киностудии.


На фото Тимур Кенанович Кутуб-Заде в поле в Ханкайском районе, просматривает полевой дневник студентки.
Tags: Владивосток-и-остальная-Россия, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments