В этот день прозвучат высокопарные речи, будут возложены цветы, - словом, свершатся все положенные ритуалы.
В очередной раз мы услышим, что быть дальневосточником почётно, что дальневосточники – особенные люди, романтики, первооткрыватели, и прочая, прочая…
Не обойдут стороной и «причины оттока населения с Дальнего Востока России, продолжающегося, несмотря на принимаемые органами государственной власти меры по его социально-экономическому развитию».
Вспомнят имперскую, советскую и современную российскую политику в отношении дальневосточных территорий.
Снова придут к «выводу, что добиться процветания региона невозможно без сохранения здесь населения, а также создания для него комфортных и достойных условий, равнозначных условиям в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Такие условия будут способствовать формированию региональной идентичности граждан, которая, в свою очередь, окажет положительное влияние на закрепление народонаселения в Дальневосточном федеральном округе» ((с) Стасюк Е.В. «Формирование региональной идентичности молодежи как условие ее сохранения на Дальнем Востоке России»).
Так почему уезжают люди с Дальнего Востока, почему каждый год мы провожаем друзей, знакомых, родственников в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, и вовсе - в эмиграцию?
Что бы увидел и что сказал бы государственный человек Владимир Арсеньев, полюбивший Дальний Восток и уссурийскую тайгу, как свой дом? Где, в чем он бы разглядел эту самую идентичность, которую тщимся сохранить?
«Человек – он как дерево, он отсюда, и больше нигде,
А дереву нужны небо и корни, оно не может жить в пустоте…»
Так пел БГ, и так можно сказать о любом из нас, родившемся и выросшем на Дальнем Востоке. Наши корни на несколько поколений вглубь ушли в эту землю, чья красота и исключительное богатство природы поразили в самое сердце первооткрывателей Уссурийского края. Мы не представляем себе жизни без моря, сопок, буйных северных ветров и ласкового сентябрьского солнца; запах нашей родины – это смешанный аромат кедровой смолы, лимонника и морских водорослей. Море, тайга, сопки, дикая природа – всё это Дальний Восток, это всё уже давно в наших генах, это и есть та самая идентичность.
Если не будет этого – нас здесь тоже уже не будет. Никто не может жить в пустоте.
«Тайга на юге чрезвычайно разнообразна и имеет красивый декоративный вид. Наблюдателя поражает смесь южных форм с северными породами. Колючий Kalopanax ricinifolium Miq. растет рядом с белой березой. Около бархата (Phelodendron amurense Rupr.) приютилась маленькая елочка. Тут же поблизости на камнях выросли Aralia Manshurica R.M. и Spiraea amurensis. Maxim. По склонам гор дуб (Quercus mongolica Ficsh.) и клен (Acer mono), в долинах ясень, тополь и орех. В тени леса пышно разрослись: колючий элеутерококк, родственник жень-шеня, и папоротники Aspidium, Osmunda и Struthiopteris Germanica Villd., ваи которых превышают рост человека; и все это заросло и перепуталось лианами лимонника и виноградниками. Кто не бывал в тайге Южно-Уссурийского Края, тот не может себе представить….» (В.К. Арсеньев. Собрание сочинений в 6 томах. Владивосток: Рубеж, 2012. Т. 3. С. 153.).
А мы, Владимир Клавдиевич, и через 100 с лишним лет можем не только представить, но и увидеть это всё своими глазами – достаточно спуститься с дороги в лес чуть ниже домов 81, 81-А на улице Нейбута. Там можно встретить почти всех родственников женьшеня: аралию, элеутерококк, акантопанакс, диморфант! Сохранились и небольшие лианы лимонника, и сильные и красивые бело-зеленые плети актинидии коломикты. Орхидеи венерин башмачок - редкие, занесенные в Красную Книгу РФ, скромно прячутся в густой траве. Конфетно пахнет, отцветая, жасмин. Белеют фигурные соцветия боярышника. Почти на каждом шагу буйно зеленеют молодые шипастые калопанаксы, и рядом их прародитель – огромное старое дерево, давно утратившее шипы… Его местные жители уважительно звали Патриархом, а дети приладили тарзанку и, счастливые, храбро летали на ней над оврагом. По словам ведущего научного сотрудника Ботанического сада-института, к.б.н. Романа Васильевича Дудкина, принимавшего участие в экспертизе леса, этому калопанаксу намного больше 100 лет. Возможно, что Арсеньев, который какое-то время жил в районе тогда Гнилого, а ныне Зелёного Угла, своими глазами видел это дерево во время своих охотничьих вылазок.
Символично, что 4 сентября (день смерти В.К. Арсеньева), когда Владивосток оправлялся после разрушительного тайфуна «Майсак», Патриарха нашли рухнувшим в овраг всей тяжестью своего ствола – он упал, но остался несломленным...
Ранней весной в лесу нас встречают золотистые адонисы и сиреневый косоплодник, потом солнышками на газопроводе проглянет мать-и-мачеха, распустятся нежные фиалки. В начале лета пышно зацветут орхидеи и лесные пионы, также занесенные в Красную Книгу РФ, и желтая лилия - красоднев Миддендорфа. Алыми звездами засверкают в июле цветки лихниса... Душистым белым зонтиком в вышине распустится в конце августа аралия, и раз в 3-4 года можно увидеть, как цветет диморфант.
Кто-нибудь знает, что мед с цветков диморфанта – один из самых дорогих? Кто-нибудь пробовал его? Белый, рассыпчатый, невероятно нежный, он дарит силы и бодрость. А иногда пчелы к нему примешивают нектар с элеутерококка, и мед становится коричневатым и невероятно вкусным. Но это случается редко и встретить такой мед в продаже – случайная удача.
В конце сентября ядовито-красным огнем пылают столбики соплодий ариземы - еще одного представителя Красной Книги РФ. В восточной медицине ее применяют для лечения тяжелых инфекционных заболеваний. Клены, догорая, устилают землю багровым покрывалом… До ноября цветут фиолетовые гвоздики; падают на землю желуди, их утаскивают в свои убежища полосатые бурундучки…
Этот лес любят животные и птицы. То одному, то другому гуляющему в лесу удается сфотографировать непугливую акробатку - белку, споткнуться о холмики земли, подрытой кротами; зимой снег расчерчивают лабиринты троп полевых мышей и трассы прыжков белок-летяг. Майскими утрами нас будят звонкими серебряными трелями дрозды, морозными днями тинькают синицы, и дятел настойчиво обстукивает старые деревья.
Такое обилие и разнообразие, присутствие редких и лекарственных растений, без сомнения, сообщает всему окружающему пространству совершенно особые, целительные качества, даря находящемуся в его покрове человеку радость и покой, здоровье, жизненную силу и оптимизм.
Богатство нашего внутреннего мира формируют полученные впечатления и знания об окружающем мире. Не зря популярнейший сервис бронирования жилья и путешествий Airbnb предлагает такой сервис – «впечатления». Впечатления, знакомство с новым, наслаждение видами природы сегодня невероятно востребованы во всем мире и ценятся соответствующе.
А какие впечатления, какую радость и наслаждение от окружающего пространства, какую гордость за свой город вы испытаете, сидя на зелененьком пластиковом газоне во дворе многоэтажного муравейника, под завязку набитом машинами, или проезжая мимо таких же ядовито-зеленых пластмассовых топиарных фигур, «украсивших» Владивосток в этом году?
Как можно лишить себя и других людей, детей, потомков, такого исключительного богатства, как древний реликтовый лес в городской черте, видовое многообразие которого невозможно воспроизвести в искусственных условиях?
Почему мы не следуем примеру наших соседей – Китая, Японии, Южной Кореи, которые берегут свои нетронутые леса как высшую драгоценность, потому что знают – нет патриотизма без patria, земли отцов, и земля эта должна сохраняться из поколения в поколение?
Нас лишают корней, разрушая связь людей с окружающим их пространством.
В настоящее время тот самый лес, о котором шла речь, расположенный на кадастровых участках 25:28:010043:843, 25:28:010043:844, 25:28:010043:835, лесом не считается и готовится к уничтожению.На участке 25:28:010043:843 запланировано возведение жилого комплекса из 7 башен – 2 по 25 этажей, 2 по 18, и 3 – по 14 этажей. «Уютный эко оазис посреди городского ритма» - так ЖК «Южный» позиционирует компания-застройщик. Только не будет уже ни «эко», ни «оазиса» - планируемая плотность застройки это исключает.
На защиту леса, процентов на 20 состоящего из деревьев и растений из Красной Книги Приморского края и Красной Книги РФ, вышли местные жители. Пока что незаконную вырубку краснокнижного лесного массива удалось остановить совместными действиями жителей, полиции, прокуратуры, СМИ, депутатов от КПРФ и сотрудников Ботанического сада. Вот фрагмент текста экспертизы участков 25:28:010043:843 и 25:28:010043:844, проведённой по запросу депутата А.А. Самсонова директором Ботанического сада-института ДВО РАН, доктором биологических наук, членом-корреспондентом РАН Павлом Витальевичем Крестовым.
«На полуострове Муравьева-Амурского остались хорошо сохранившиеся смешанные широколиственные и хвойно-широколиственные леса с исключительно богатым видовым составом растений, среди которых множество краснокнижных. Они уникальны в мировом масштабе, в России формируются только на крайнем юге Приморья. За пределами особо охраняемых природных территорий практически уничтожены. Ценность лесов данного типа была известна первым русским, заселившим полуостров. Леса прибрежных районов уже в начале 20-го века были объявлены курортными, а использование лесов во внутренних частях полуострова было сведено к минимуму. В настоящее время леса с участием калопанакса семилопастного отнесены к категории лесов с высокой природоохранной ценностью (ЛВЦП) и считаются особо защитными лесами. Калопанакс семилопастной в них – флаговый вид, который индицирует высокий уровень биоразнообразия, наличие других редких видов растений, занесенных в Красных книги всех уровней, сложность пространственной структуры и особенно большой вклад в совокупные экосистемные функции лесов полуострова Муравьева-Амурского. Их уничтожение недопустимо».




Жители Нейбута также хотели заручиться поддержкой мэра и губернатора – ведь наш лес при надлежащем оформлении может стать гордостью города, дендропарком, куда можно будет водить экскурсии школьников и гостей города, и откуда можно будет начинать увлекательные экскурсии на сохранившиеся объекты Владивостокской крепости - Саперный редут №4 и Суворовский форт.
Но ни Олег Гуменюк, ни Олег Кожемяко пока не откликнулись на обращение, хотя известно, что губернатор Приморья - большой поклонник творчества Владимира Арсеньева. «Он перечитал все, что издано, даже старается ввести факультатив в приморские школы по изучению трудов Арсеньева. Потому что как этот исследователь писал о Приморье и вообще Дальнем Востоке — так никто не писал. К тому же во Владивостоке — в доме, где жил Арсеньев с семьей, находится музей писателя», — объяснил интерес Олега Николаевича амурский журналист Александр Ярошенко, который освещал визит Михаила Мишустина и Олега Кожемяко в Амурскую область («Амурская правда», 20 августа 2020 года). Губернатор Приморского края пришел на могилу дочери В.К. Арсеньева Натальи с букетом белых хризантем и пообещал поставить на ее могиле памятник вместо старой советской пирамидки с красной звездой.
Но есть и живая память: в городе Владивостоке в память об Арсеньеве можно сохранить настоящий кусочек Арсеньевского леса – лес на Нейбута.
Как островок дальневосточной идентичности.
Как якорь для живущих.
Как память о славном прошлом Владивостока и надежду на лучшее будущее для молодых жителей нашего города.
Пусть их корни в этой земле будут крепкими!